Основные конструктивные элементы технологического оборудования. Методики выбора оборудования и

Общие правила безопасности
  • (Безопасность жизнедеятельности)
  • Безопасная эксплуатация технологического оборудования мясной отрасли
    Требования безопасности при убое скота и разделке туш Бойцы скота, занятые электрооглушением, должны быть обеспечены диэлектрическими галошами и перчатками, а пол на их рабочем месте должен быть покрыт рифленым диэлектрическим ковром. Все металлические части площадки и щиток управления должны...
    (Безопасность жизнедеятельности)
  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    Только делая дело, мы можем овладеть им. Надо, чтобы таланты и познания находили себе плодотворное применение. Катков М. Я. Катков М. Н. Энергия предприимчивости // Собр. соч. В 6 т. СПб. : Росток, 2012.Т. 5. С. 248. В результате изучения главы 5 студенты должны: знать организационно-технические...
    (НАДЕЖНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ТЕХНОГЕННЫЙ РИСК)
  • Безопасная эксплуатация технологического оборудования отрасли
    Общие правила безопасности Неправильная эксплуатация оборудования может вызвать поломки и аварии. Под поломкой понимают незначительное повреждение деталей машин, не нарушающее производственный процесс на участке, в цехе. Под аварией понимают выход из строя машины или ряда машин, сопровождающийся...
    (Безопасность жизнедеятельности)
  • Общие требования безопасности, предъявляемые к конструкции технологического оборудования
    Общие требования безопасности, предъявляемые к конструкции технологического оборудования, установлены ГОСТ 12.2.003-91 “ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности”. Элементы конструкции машин не должны иметь острых углов, кромок и т. п., представляющих источник опасности при обслуживании....
    (Безопасность жизнедеятельности)
  • В настоящее время расчет потребности АТП в технологическом обору­довании и его выбор производится по данным действующего Табеля техно­логического оборудования и специализированного инструмента для АТП России. Табель, как руководящий нормативный документ для всех АТП России, устанавливает типовые перечень и потребность в оборудовании по усредненным показателем (единым типам автомобилей, условиям их экс­плуатации, типовым технологиям ТО и ТР, нормативам их трудоемкостей и т.п.) для специализированных АТП и не учитывает такие важные факторы, как разномарочность и разнотипность парка подвижного состава, местные производственные условия и условия эксплуатации автомобилей на АТП и т.д. Недоучет этих факторов приводит к ошибочности принимаемых реше­ний при определении потребностей АТП в оборудовании, к снижению воз­можного перспективного уровня механизации ТО и ТР, эффективности ме­ханизации, нерациональному использованию оборудования и его распреде­лению между участками и т. д.

    Методика, разработанная в НИИАТе, дает возможность более правильного и объективного выбора и определения потребности в оборудовании каждого АТП на основе данных, характеризующих местные условия производства и ра­боты подвижного состава. Методика может быть использована при:

    Определении требуемых перечней и необходимого числа единиц тех­нологического оборудования при реконструкции существующих и проекти­ровании новых АТП, отдельных зон, участков;

    Оценке правильности оснащения конкретного АТП технологическим оборудованием;

    Распределении технологического оборудования между зонами, участ­ками, постами;

    Составлении ежегодных заявок АТП на приобретение нового техноло­гического оборудования;

    Разработке перспективных планов развития производственной базы АТП.

    Методика распространяется на все типы и модели технологического оборудования и инструмента, используемого при ТО и TP автомобилей.

    Выбор и составление перечня необходимого оборудования должны производиться по данным номенклатуры, технических характеристик об­разцов, приведенных в действующем Табеле, рекомендуемых в Методике, а определение штатного количества каждого образца согласно рекомендаци­ям, приведенным в разделах Методики.

    Методика позволяет более полно учитывать местные условия работы АТП, существенно уменьшить вероятность принятия ошибочных решений при оснащении рабочих постов и мест оборудованием и распределении его между зонами и участками ТО и TP, способствует получению более высокого технико-экономического эффекта от осуществления намеченных мероприятий по механизации, повышению качества и снижению стоимости работ ТО и ТР.

    Определение потребности АТП в оборудовании заключается в выборе и составлении перечня необходимого оборудования и установлении штатного (необходимого) количества каждого образца.

    Определение потребности в оборудовании производится на основании анализа и взаимной рациональной увязки факторов АТП и СТО факторов оборудования.

    Данные по АТП определяются по соответствующим (технической, отчетной и другой) документациям или расчетам, а по оборудованию - по техническим характеристикам каждого образца, приведенным в действующем Табеле каталогах по оборудованию, паспорте образца или в других ис­точниках информации. При реконструкции АТП или строительстве новых данные устанавливаются по проектной документации.

    В зависимости от характера осуществляемых на АТП мероприятий при определении потребности в оборудовании учитываются все или только часть факторов АТП. Более разностороннему и глубокому анализу подвер­гаются факторы оборудования и АТП при определении потребности в дорогостоящих, сложных, крупногабаритных образцах оборудования.

    При определении потребности в ряде базовых образцов оборудования (линии мойки автомобилей и др.) путем расчета необходимо использовать данные о распределении трудоем костей ТО и TP в процентах по видам работ, приведенные в действующем Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

    Лекция. Основные понятия, классификация, конструктивные элементы зданий.

    1. Внешние и внутренние воздействия на здания.

    Сооружение - это все что построенное людьми для удовлетворения материальных и культурных потребностей человеческого общества

    Здание – наземное сооружение, включающее различные изолированные помещения, предназначенное для деятельности человека.

    К инженерным сооружениям относят: тоннели, дороги, мачты.

    Силы, действующие на здание:

    Сост окружающей среды;

    Сейсмическая активность;

    Солнечная радиация;

    Давление грунта;

    Грунтовые воды;

    Транспорт;

    Статические (мебель, оборудование);

    Динамические (от работающего оборудования);

    2. Классификация зданий.

    ПО назначению: \

    Гражданские

    Промышленные

    Сельскохозяйственные

    Здания делятся на 4 класса:

    Здания, к которым предъявляются максимальные требования (реакторы, музеи, жилые дома более 10 этажей)

    Повышенные требования (больницы, школы, жилые дома 6-9 этажей)

    Общественные здания небольшой вместимости (жилые дома до 5 этажей)

    Жилые дома до 2 этажей и подсобные здания.

    Па этажности:

    Одноэтажные

    Малоэтажные (до 3 этажей)

    Многоэтажные (4-9 этажей)

    Повышенной этажности (10-20 этажей)

    Высотные (свыше 20 этажей)

    Смешанной этажности

    По наличию систем отопления:

    Отапливаемые:

    Не отапливаемые.

    По долговечности, группы.

    1. Более 100 лет.

    2. 50-100 лет.

    3. 20-50 лет.

    4. менее 20 лет.

    3. Требования к промышленным зданиям.

    Прочность

    Устойчивость

    Капитальность

    Экономичность

    Индустриальность

    Архитектурная выразительность

    Прочность здания - способность здания надежно выдерживать нагрузки, а также усилия, возникающие в элементах самого здания.

    Устойчивость ­ - способность сопротивлятся опрокидыванию или сдвигу

    Капитальность - определяется его долговечностью и огнестойкостью

    Долговечность - способность здания длительное время сохранять прочность и устойчивость. Зависит от материалов, качества строительства и условий эксплуатации.

    Огнестойкость – зависит от степени возгораемости и предела огнестойкости основных конструкций.

    Экономичность – определяется совокупностью стоимостей его возведения и эксплуатации.

    Индустриальность – возможность механизированного монтажа из отдельных элементов и деталей заводского изготовления.

    4. Конструктивные элементы здания.

    Здание состоит из конструктивных элементов.

    По восприятию внешних и внутренних воздействий конструктивные элементы делят на:

    Несущие

    Ограждающие.

    Несущие конструкции воспринимают постоянные и временнее нагрузки действующие на здание, обеспечивают его прочность и устойчивость и образуют несущий каркас здания.

    Различают:

    Вертикальные несущие конструкции (стены, колоны, столбы)

    Горизонтальные несущие конструкции (ригели, балки, прогоны, фермы)

    Горизонтальные несущие элементы опираются на вертикальные и через несущий каркас передают нагрузки на фундамент.

    Ограждающие конструкции – изолируют здание от внешнего пространства, делят внутренний объем на отдельные помещения, защищают здание от атмосферных воздействий (наружные стены, перегородки, окна, двери, ворота, покрытие).

    Фундамент - это подземная конструкция, воспринимающая на себя всю нагрузку под зданием и действующих на него сил и передает эти нагрузки на грунт

    Слой грунта под фундаментом называется – основанием.

    Стены различают:

    Внутренние;

    Наружные;

    Несущие;

    Самонесущие;

    Не несущие.

    Кровля – защищает здание от дождя, ветра солнца, и состоит из водонепроницаемой оболочки и несущих элементов.

    Также к конструктивным элементам здания относятся:

    Лестницы;

    Лифтовые шахты;

    Балконы;

    Вертикальные и горизонтальные связи.

    5. Конструктивные схемы промышленных зданий. Объемно планировочный элемент.

    Различают конструктивные схемы:

    Каркасная схема: когда все вертикальные несущие элементы в виде колон, стоек, или столбов.

    Бескаркасная: когда вертикальными несущими элементами являются стены.

    Неполный каркас: когда перекрытия внутри здания опираются на колоны, а по наружному периметру на стены.

    Основания и фундаменты.

    1. Основания.

    Основания могут быть естественные и искусственные

    Естественное основание – это массив грунта, залегающее под фундаментом, способное надежно воспринимать давление от здания (глины, песчаные грунты, крупнообломочные и скальные).

    Искусственные основания – это когда несущая способность увеличивается путем его уплотнения или заменой слабого грунта на более сильный, или проведением специальных мероприятий

    Глинные подразделяются на:

    Сугленки

    Состояние глинистых основ может быть твердым, текучим, …

    Песчаные:

    Крупнозернисты

    Среднезернистые

    Мелкозернистые

    Пылевидные (плывуны)

    К крупнообломочным грунтам относятся:

    Галячники

    Гравийные.

    Скальные грунты различают:

    Гранитные

    Кварцевые

    Известняковые

    Песчаные.

    Залегают сплошными массивами, или трещиноватыми слоями.

    Под действием нагрузки под зданием глинистые, песчаные и крупнообломочные грунты сжимаются, что ведет за собой осадку здания. Сжимаемость зависит от физико-механических свойств. Наличие грунтовой влаги существенно снижает несущую способность грунтов. Грунт способный удерживать в своих порах влагу при промерзании вспучивается и силы вспучения могут вызвать деформацию здания. Естественное основание должны находиться ниже уровня промерзания грунта!!! (70-80см).

    Искусственные грунты

    К специальным мероприятии по устройству искусственных оснований относятся:

    Силикатизация

    Битумизация

    Цементация.

    2. Фундаменты

    Фундаменты – подземная конструкция воспринимающая всю нагрузку от здания и действующих на него сил и передающая все эти нагрузки на основание.

    Фундаменты должны быть прочными, устойчивыми на опрокидывание и скольжение площади поверхности, экономичными, долговечными

    Классифицируются:

    По материалу:

    Бутобетонные

    Бетонные

    Железобетонные

    По способу возведения:

    Сборные

    Монолитные

    По глубине заложения

    Глубокого заложения (больше 5 м)

    Мелкого заложения

    По работе материала

    Жесткие

    По конструктивным схемам

    Наружные самонесущие стены здания устанавливаются на фундаментные балки, которые передают нагрузку на фундаменты колон каркаса. Фундаментные балки укладываются на специальные бетонные столбики, которые устанавливаются на обрезы фундаментов. Высота фундаментных балок принимается 45см при шаге колон 6м, и 60 см при шаге колон 12м. Фундаментная балка засыпается песком или шлаком снизу и с боковых сторон от промерзания и для лучшей работы фундаментной балки

    Колонны

    Колонна – вертикальная несущая конструкция, воспринимающая нагрузки от наружных воздействий конструкций покрытия грузоподъемного оборудования.

    Конструкция колон зависит от объемно планировочного решения здания наличия подъемно-транспортного оборудования.

    Различают 2 группы колон :

    1. Для зданий без мостовых кранов

    2. Для зданий с мостовыми кранами

    Колонны могут быть железобетонные и стальные.

    По конструктивному решению:

    Одноветьевые

    Двуветъевые

    ПО месту расположения:

    Средние

    Крайние

    У торцевых стен

    Для крепления несущих конструкций покрытия, подкрановых балок и стен в колоннах предусматривают установку стальных закладных деталей в виде пластин и анкерных болтов. С элементами каркаса колонных соединяют сваркой закладных деталей или болтами.

    Несущие конструкции покрытия.

    В промышленных зданиях применяют 2 типа несущих конструкций покрытия:

    1. Плоскостные (балки, фермы, арки, рамы)

    2. Пространственные (оболочки, купола, своды)

    Балки покрытия

    Различают балки:

    С параллельными поясами

    Двухскатные

    Балки устанавливаются на колонны и крепятся к закладным деталям и анкерным болтам

    Основной несущей и ограждающей конструкцией при без прогонной систе3цюбме является сборная железобетонная плита. Плиты выпускают длиной 6.9.12 м, и шириной 1.20 и 1.5 м.

    Перекрытия промышленных зданий.

    Лестницы

    Лестницы могут быть:

    Основные;

    Вспомогательные;

    Пожарные;

    Аварийные;

    Технологические.

    Лестницы выполняются из:

    Металла;

    Полы промышленных зданий.

    Конструкция пола зависит от вида производства, особенностей технологического процесса и санитарно-гигиенических требований.

    Требования к полам

    Механической прочностью

    Водонепроницаемостью

    Кислотноупорностью

    Жаростойкостью

    Различают полы:

    Грунтовые (глиняные, глинобитные)

    Гравийные и щебёночные

    Цементные и бетонные

    Асфальтобетонные

    Каменные

    Керамические

    Деревянные

    Полы с синтетическими покрытиями

    Полы специального назначения (стальные, чугунные).

    Опасная зона - это пространство, в котором возможно воздействие на работающего опасного или вредного производственного фактора. Опасность локализована в пространстве вокруг движущихся и вращающихся элементов: режущего инструмента, деталей, планшайб, зубчатых, ременных и цепных передач, рабочих столов, станков, конвейеров и т.д., особенно когда возможен захват одежды и волос работающего. Опасная зона может быть обусловлена электроопасностыо, воздействием тепловых, электромагнитных, ионизирующих и лазерных излучений, шума, вибрации и других производственных вредностей; возможностью травмирования отлетающими частями материала заготовки и инструмента при обработке или от плохого закрепления детали, инструмента. Размеры опасной зоны могут быть постоянными (зона между шкивом и ремнем) и переменными (зона резания). Для обеспечения безопасности необходимо предусматривать применение устройств, исключающих либо снижающих возможность контакта человека с опасной зоной.

    Средства защиты работающих по характеру их применения делятся на две категории: коллективные и индивидуальные. Средства коллективной защиты разделяются на устройства: оградительные, предохранительные, тормозные, автоматического контроля и сигнализации, дистанционного управления - и знаки безопасности.

    Оградительное устройство (ограждения) - класс средств защиты, препятствующих попаданию человека в опасную зону. Оградительные устройства применяют для изоляции систем привода машин и агрегатов, зоны. В зависимости от назначения и частоты использования ограждения могут быть стационарные, открывающиеся, откидные или съемные, сплошные или изготовленные из отдельных секций. Для удобства обслуживания защищенных частей машин и механизмов в стационарных или крупногабаритных ограждениях должны быть предусмотрены дверцы или крышки.

    Оградительные устройства должны обладать необходимой жесткостью, а крепление должно исключать случаи их самооткрывания. Конструктивные решения оградительных устройств весьма разнообразны. Они зависят от вида оборудования, расположения человека в рабочей зоне, специфики опасных и вредных факторов, сопровождающих технологический процесс. Оградительные устройства подразделяют:

    • по конструктивному исполнению - на кожухи, дверцы, щиты, козырьки, планки, барьеры и экраны;
    • способу изготовления - на сплошные, несплошные (перфорированные, сетчатые, решетчатые) и комбинированные;
    • способу установки - на стационарные и передвижные.

    Возможно применение подвижного (съемного) ограждения. Оно

    представляет собой устройство, сблокированное с рабочими органами механизма или машины, вследствие чего закрывается доступ в рабочую зону при наступлении опасного момента.

    Переносные ограждения являются временными. Их используют при ремонтных и наладочных работах для защиты от случайных прикосновений к токоведущим частям, а также от механических травм и ожогов. Кроме того, их применяют на постоянных рабочих местах сварщиков для защиты окружающих от воздействия электрической дуги и ультрафиолетовых излучений (сварочные посты). Выполняются они чаще всего в виде щитов высотой 1,7 м.

    Конструкция и материал ограждающих устройств определяются особенностями оборудования и технологического процесса в целом. Ограждения выполняют в виде сварных и литых кожухов, решеток, сеток на жестком каркасе, а также в виде жестких сплошных щитов (щитков, экранов). В качестве материала ограждений используют металлы, пластмассы, дерево.

    Оградительные устройства применяют для ограждения элементов строительных конструкций, которые могут явиться причиной травм работающих: низких балок, выступов и перепадов в плоскости пола; малозаметных ступеней, пандусов, мест, в которых существует опасность падения (кромки погрузочных платформ, грузовых поддонов, неогражденных площадок, люков, проемов и т.д.), сужений проездов, малозаметных распорок, узлов, колонн, стоек и опор в местах интенсивного движения внутризаводского транспорта и т.д.; кромки оградительных устройств, не полностью закрывающих движущиеся элементы производственного оборудования (ограждения шлифовальных кругов, фрез, зубчатых колес, приводных ремней, цепей и т.д.), ограждающих конструкций площадок для работ, проводимых на высоте, а также постоянно подвешенной к потолку или стенам технологической арматуры, выступающей в рабочее пространство.

    Предохранительное устройство предназначено для ликвидации опасного производственного фактора в источнике его возникновения.

    Предохранительные устройства по характеру действия подразделяют на блокировочные и ограничительные.

    Блокировочные устройства по принципу действия подразделяют на механические, электронные, электрические, электромагнитные, пневматические, гидравлические, оптические, магнитные и комбинирован и ые.

    Ограничительное устройство - устройство, срабатывающее при нарушении параметров технологического процесса или режима работы производственного оборудования. Ограничительные устройства по конструктивному исполнению подразделяют на муфты, штифты, клапаны, шпонки, мембраны, пружины, сильфоны и шайбы.

    Тормозное устройство предназначено для замедления или остановки производственного оборудования при возникновении опасного производственного фактора.

    Механизмы и вращающиеся детали, которые по характеру работы невозможно оградить, снабжают электромагнитными, механическими, ручными, педальными или другими тормозными устройствами, а также системами, переключающими двигатель на обратный ход. Некоторые из конструкций тормозных устройств выполняются комбинированными.

    Тормозные устройства подразделяют:

    • по конструктивному исполнению - на колодочные, дисковые, конические и клиновые;
    • способу срабатывания - на ручные, автоматические и полуавтоматические;
    • принципу действия - на механические, электромагнитные, пневматические, гидравлические и комбинированные;
    • назначению - на рабочие, резервные, стояночные и экстренного торможения.

    Устройство автоматического контроля и сигнализации предназначено для контроля передачи и воспроизведения информации (цветовой, звуковой, световой и др.) в целях привлечения внимания работающих и принятия ими решения при появлении или возможном возникновении опасного производственного фактора.

    Устройства автоматического контроля и сигнализации подразделяют:

    • по назначению - на информационные, предупреждающие, аварийные и ответные;
    • способу срабатывания - на автоматические и полуавтоматические;
    • характеру сигнала - на звуковые, световые, цветовые, знаковые и комбинированные;
    • характеру подачи сигнала - на постоянные и пульсирующие. Устройство дистанционного управления предназначено для управления технологическим процессом или производственным оборудованием за пределами опасной зоны.

    Устройства дистанционного управления подразделяют:

    • по конструктивному исполнению - на стационарные и передвижные;
    • принципу действия - на механические, электрические, пневматические, гидравлические и комбинированные.

    Контрольные вопросы

    • 1. Какие основные этапы включает подготовка строительства?
    • 2. Какие цвета используют в качестве сигнальных? Что обозначают ими?
    • 3. Что включает в себя оснащение рабочих мест?
    • 4. Какие требования предъявляют к размещению строительных машин и инструментов?
    • 5. Для чего предназначены молниеотводы? Как они устроены?
    • 6. Какие устройства используют в качестве средств коллективной защиты?

    определения необходимого числа для АТП

    Выбор и определение необходимого числа оборудования целесообразно начинать с базового (подъёмники, эстакады и др.), затем комплектовать оборудованием для оснащения постов, составлять наборы образцов оборудования личного пользования.

    В настоящее время существуют две методики выбора:

    1. Выбор технологического оборудования с использованием “Табеля”. “Табель технологического оборудования” устанавливает типовые перечни и потребность в оборудовании по усреднённым показателям (единым типам автомобилей, условиям их эксплуатации, типовым технологиям ТО и ТР, нормативам трудоёмкости).

    2. Методика НИИАТ.

    Определение потребности АТП в оборудовании заключается в выборе и составлении перечня необходимого оборудования и установления штатного (необходимого) количества каждого образца. При определении потребности в ряде базовых образцов путём расчёта используются данные о распределении трудоёмкостей ТО и ТР (в процентах по видам работ). При определении потребности в недорогих и простых по устройству образцах достаточно использовать 1 – 2 фактора АТП.

    Методика предусматривает несколько способов определения потребности АТП в оборудовании:

    1. Технологический расчёт по суммарной годовой трудоёмкости работ ТО и ТР, выполняемых с использованием образца, числу постов и рабочих мест, зон и участков.

    2. Экспертно – технический способ. По оценке технологической необходимости в образце для операции или работ, выполнение которых без него невозможно, опасно для использования, или же при этом существенно снижается качество результатов или производительность труда.

    3. Комбинированный способ, сочетающий технологический расчёт и экспертно – технический способ.

    При выборе и составлении перечня оборудования, необходимого для данного АТП используют данные действующего “Табеля”, нормативы численности рабочих, занятых на ТО и ТР подвижного состава, “Положение о ТО и Р подвижного состава автомобильного транспорта”, технологическую документацию по ТО и ТР для данного АТП, каталоги – справочники по технологическому оборудованию отечественных и зарубежных производителей.

    Экспертно – технический способ применяется в случае, когда число оборудования не поддаётся определению расчётом из – за малой суточной трудоёмкости или загрузки, или использования для не систематически выполняемых операций.

    Определение штатного числа оборудования для АТП комбинированным способом производится главным образом для оборудования, штатное число которого определяется технологическим расчётом, но при этом результаты корректируются с учётом технологических, технических и других требований АТП или образца.